#204539
26 мая 2024 в 11:20
Так случилось, что последние 12 лет я работала в школе. Точнее, в нескольких школах. И в элитной, и в частной, и в обычной дворовой, и в средней, хорошей. И знаете что? Скоро ваших детей некому будет учить! Пожилые учителя старой, ещё советской закалки, возраста 60+, потихоньку уходят. Кто на пенсию, кто в мир иной, а кто и в маразм. Многие не умеют обращаться с компьютером и новыми технологиями, не справляются с новыми требованиями и информационными технологиями. Им уже хочется отдыхать, но на пенсию не прожить. Вот и работают, стиснув зубы.
Учителя 40-55 лет — основа школы. У них пока есть силы работать, есть опыт, но они выгорают, нервничают, многие тащат на себе кучу всего и не справляются морально, гиперответственны, не всегда проявляют нужную чуткость к детям, чаще погрязают в формализме. Но они работают в школе и будут работать, потому что уже боятся начинать работать в новой сфере.
Учителя 30-40 лет самые профессиональные, у них уже есть опыт, гибкость и способность адаптироваться к новым требованиям, но часть из них спокойно уйдёт в другую сферу, не будет брать на себя лишнюю ответственность, где-то забьёт на что-то. Многие из них в принципе пришли в школу из других сфер, из любопытства, задержались, но не позволят ездить на себе и знают себе цену. Пока это самые ценные кадры, но они потихоньку расходятся. Многие уходят в декрет или имеют небольших детей и не готовы везти на себе и дом, и семью, и работу, а расставляют приоритеты. И школа с чужими детьми не на первом месте. Среди них больше всего репетиторов, они не боятся уйти из школы.
Следующая категория — молодые специалисты, 22-29 лет. Многие из них пошли в педагогический, потому что никуда больше не брали. И в школу пошли, насмотревшись сериала "Физрук" или что-то типа того. Среди них есть толковые учителя, перспективные и умные, но они не будут работать за копейки. Они активно занимаются репетиторством, многие уходят в свободное педагогическое плавание, а ещё они охотно переучиваются на десятки других специальностей, от бьюти-сферы до психологии. В школе из толковых остаются единицы. Много бестолковых, которые уйдут в любой момент, и школа не сильно потеряет. Лично видела сообщения от коллег, среди которых и учителя русского: "А когда спектаколь?", "Сдавать отчёты деректору?", "Надо праводить класный час?" Им насрать на детей, на качество работы.
Во всех школах, где я работала, был дефицит кадров. В одной школе год работали без учителя русского, английского и химии. Русский вели по возможности другие учителя, а химию вела старенькая учительница физики, потому что предметы же похожи!
В другой (частной) школе уроки вела милая женщина, правда, без диплома профильного, и дети провалили экзамены.
Вот сейчас ещё немного, лет 10-15, уйдут совсем старые учителя, и те, кто 45+ тоже закончатся. И будет один большой провал. Школа и так катится на дно своим формализмом, кучей проверок извне, контрольными, которые не дают реальных знаний. А скоро и крупицы знаний будет некому давать. Когда-то учитель был профессионалом, а сейчас это приобретает масштабы катастрофы. У меня есть сын, он в 4 классе гимназии. Я плачу за него, там пока нормальны учителя, хотя есть и парочка не очень. Но это платная школа. А что в других делается... Очень жаль, что так получается.